Вторник
17.10.2017
16:01
Приветствую Вас Гость
RSS
 
ГУСАРОВА И. О. (АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК)
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Главная » Статьи » Для родителей

КАК ПРОВЕРИТЬ СОСТОЯНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА РЕБЕНКА

КАК ПРОВЕРИТЬ СОСТОЯНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА РЕБЕНКА

Фонематический слух — это способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами данного языка. Фонематический слух – очень важное понятие для овладения речью, а затем и грамотностью письма. Он предполагает точность слухового восприятия, звукоразличение, звуковой анализ речи, что очень важно для понимания смысла сказанного.

Фонематическим восприятием называются специальные умственные действия по различению фонем (звуков речи) и установлению звуковой структуры слова. Благодаря фонематическому восприятию, которое развивается на основе фонематического слуха, происходит различение на слух звуков речи.

Развитый фонематический слух ребенка является непременным условием успешного обучения грамоте. Поэтому ранняя диагностика сформированности фонематических процессов  является необходимой для своевременного преодоления его недоразвития.

Если Вы хотите проверить состояние фонематического слуха ребенка, обратите внимание на сформированность следующих компонентов:

- фонематического восприятия;

- фонематических представлений;

- элементарных навыков фонематического анализа и синтеза.

С целью обследования сформированности фонематического восприятияприменяют задания на дифференциацию пар оппозиционных звуков (то есть звуков, различающихся по какой-то одной характеристике: звонкости-глухости, твердости-мягкости, мессу и способу образования):

1. Для проверки слуховой дифференциации звуков ребенку предъявляются  картинки, названия которых различаются только одним проверяемым звуком. Например: мишка – миска, коза - коса, ложки – рожки, кошка – кочка, лук – люк.

Для получения правильного результата необходимо соблюдать следующие условия: картинки называет взрослый, ребенок лишь на них показывает. Картинки называются в разной последовательности, иногда одно и то же название повторяется несколько раз подряд. Никаких дополнительных или поясняющих слов не допускается. Тестирующему человеку не следует смотреть на называемую картинку, поскольку многие наблюдательные дети часто следят за направлением взгляда взрослого, что облегчает им выполнение задания. Нижняя часть лица взрослого закрывается экраном (листом бумаги, ладонью), так как некоторые звуки, не различаемые ребёнком на слух, могут быть узнаны им по артикуляции губ. Во время обследования следует внимательно наблюдать за поведением ребенка во время показа картинок: выполняет ли он задания спокойно и уверенно или же колеблется, вопросительно поглядывает на взрослого или просто показывает картинки наугад.

2.    Ребенку предлагается повторить цепочки слогов или слов с оппозиционными звуками:

 

Та – да

Да – та

КА – га

Та – да – та

Да – та – да

КА – га – кА

Ца – ча – ца

Ча – ща – ща

Оц – оть – оц

Том – дом

Лук – люк

Сок – цок

 

3.    Ребенка просят хлопнуть в ладоши, если он услышит заданный звук среди произносимых взрослым. При этом взрослый называет разные звуки, включая сходные с заданным звуком по каким-либо признакам.

Для проверки состояния фонематических представлений используют следующие типы заданий:

1.    Нахождение картинки, в названии которой есть заданный звук.

2.    Подбор слов с заданным звуком. При этом следует вначале предъявлять слова с сохранными в произношении звуками, а затем – с нарушенными. Инструкция: «Назови слово со звуком [М]» ([Б],[В],[Н],[Т],[Д],[К],[Г],[А]). Затем: «Назови слово со звуком [С]» ([З],[Ш],[Ж],[Ч],[Щ],[Р],[Л]). Во время обследования не рекомендуется давать задания на сочетание анализа и фонематические представления типа: «Подбери слово со звуком С в начале слова».

3.    Классификация картинок: перед ребенком раскладываются предметные картинки, в названиях которых имеются оппозиционные звуки, например, [С]-[З] (сумка, забор, сок, лиса, зубы, коза, нос, автобус, зонт и т. д.). ему предлагается разложить эти картинки на две группы: в одну – картинки, в названиях которых есть звук [С], в другую – со звуком [З].

Для проверки уровня сформированности навыков фонематического анализа и синтеза применяют следующие задания:

1.    Выделение звука на фоне слова. Целесообразно проверить состояние всех видов анализа на материале правильно и неправильно произносимых ребенком звуков. Инструкция: «Слышишь ли ты звук П в слове «суп»? Звук М в слове «май»? Звук К в слове «бок»? Звук А в слове «Аня»? звук О в слове «Оля»? звук У в слове «утро». Далее предъявляется речевой материал, содержащий более сложные по артикуляции звуки, нарушенные в произношении звуки.

2.    Выделение звука из слова. Инструкция: «Какой звук ты слышишь в слове САД?» (выделяемый ребенком звук взрослый произносит интонированно) «... в слове ЗУБЫ? в сло­ве ОТЕЦ? в слове ШУБА? в слове ЖУК? в слове МЯЧ? в слове ЩЕТКА? в слове ЛАПА? в слове РАК?».

3.    Определение места звука в слове. Инструкция: «Где ты слышишь звук [С] в слове САНИ, в начале или в конце?». В инструкции целесообразно положение звука обозначить словами «в начале», «в конце», поскольку ребенок может забыть эти слова, в то же время правильно определяя мес­тоположение звука. С помощью этой инструкции проверя­ется, как ребенок владеет этим видом анализа в отношении всех согласных звуков. И только после этого Можно ин­струкцию изменить: «Где ты слышишь звук [С] в слове КОСЫ?», но уже не называя слово «в середине». Или «Где находится звук [3] в слове ВОЗЫ? звук [Ц] в слове БОЕЦ? звук [Ш] в слове МЫШИ? звук [Ж] в слове КОЖА? звук [Ч] в слове БОЧКА? звук [Щ] в слове ЯЩИК? звук [Р] в слове КОРКА? звук [Л] в слове ПОЛКА?». Необходимо так подбирать слова, чтобы в них отсутствовали звуки, более сложные по артикуляции, нежели проверяемый звук.

4.    Определение последовательности звуков в слове. Ин­струкция: «Какой звук ты слышишь в начале слова ССУМ-КА?» Ответ ребенка: «[С]». «Какой звук ты слышишь после звука [С]: СУУМКА?». Ответ ребенка. «Какой звук ты слы­шишь после звука [У]: СУММКА?». Ответ ребенка. «Какой звук ты слышишь после звука [М]: СУМКА?» (Взрослый несколько задерживает смычку при произношении звука [К],) Ответ ребенка. «Какой звук ты слышишь после звука [К]: СУМКАА?» Ответ ребенка. После выполнения этого зада­ния с некоторой долей помощи взрослого (интонирование выделяемого звука) ребенку предлагается самому назвать последовательность звуков в данном слове и в другом, сначала подобном, например, РАМКА или ПОЛКА, а затем другой структуры, например, ЛАПА, РЫБА, ЗУБЫ.

5.    Определение количества звуков в слове. Ребенку предлагаются слова из 2—5 звуков. Инструкция: «Сколько звуков в слове PPAAAК?» Взрослый в первом предлагаемом слове интонирует последовательно все звуки слова, проговаривая его в медленном темпе. Затем ребенок определяет количество звуков в слове ЛАК или в слове САМ (ЛОМ, СОМ, ШУМ,  ЖУК, ЧОК). «Сколько звуков в слове РАМА?» (ЛАПА, РЫБА, ШУБА, КОРА). «Сколько звуков в слове КОРКА (ПОЛКА, СУМКА, ЗАБОР, КАМЫШ).

6.    Фонематический синтез. Ребенку предлагаются слова из 3—5 слов с сохранной звуко-слоговой структурой. Взрослый произносит слова с небольшой паузой. Инструкция: «Послушай звуки, они разбежались (или поссорились), поставь их рядом (или «подружи»), чтобы получилось слово: [С], [О], (К]; [К], [А], [Б], [У], [Л], [К], [А]». Далее проверяется фонетический синтез на словах с нарушенной звуко-слоговойструктурой. Инструкция: «Послушай необычное слово, ни на что не похожее, потому что звуки в нем поменялись местами. Ты поставь их правильно, и получится знакомое тебе Т,О, Р (К, А, У, Р; П, О, Т, Ч, А)

 

Родители  сами могут проверить и физиологический слух ребенка:

1. Слышит ли ребенок громкую речь на оба уха с шести метров? Дать слова: ухо, муха, нога, кадка, галка, зима, сова, зубы, цапля. Если слышит – отметить, на каком расстоянии.

2. Слышит ли он шёпотную речь на расстоянии от одного до шести метров на оба уха? Слова для проверки даются те же.

При проверке слуха взрослый поворачивает ребенка спиной к себе или прикрывает свой рот листом бумаги, чтобы обследуемый не мог читать с губ.

При обследовании ребенка может использовать психологический тест "Изображение человека”. Если на детском рисунке человек изображен без ушей – то у юного художника имеются проблемы со слуховым восприятием.

Психологи советуют внимательно наблюдать за направлением взора ребёнка во время беседы. Это поможет определить основной (ведущий) тип восприятия:

1. Ребенок смотрит выше уровня глаз: его основное восприятие – зрительное, иливизуальное.

2. Взор ребенка ниже уровня глаз, скользит по столу, рукам, коленям, по полу: ведущее восприятие – через тактильные ощущения, т.е. кинестетическое.

3. Ребенок переводит взгляд на уровне глаз влево-вправо (активизируя функции ушей – органов слуха): можно судить об основном типе восприятия – слуховом, или аудиальномвосприятии. У такого ребенка при проверке фонематический слух оказывается достаточно сформированным.

4. Взор ребенка по отношению к уровню глаз постоянно меняет свое направление: вверх – вниз – вправо и т.д.; в таком случае мы можем смело утверждать, что этот ребенок обладаетвсесторонним (универсальным) восприятием окружающего мира. У него достаточно гармонично развиты зрительный, кинестетический и слуховой анализаторы.

В первых двух случаях как раз и необходима помощь логопеда в развитии слухового внимания и формировании фонематического слуха.

При выявлении недостаточной степени сформированности фонематического слуха, фонематического восприятия у ребенка необходимо определить основные направления этапы коррекционной работы. Реализация этих направлений может осуществляться как учителем-логопедом, так и воспитателем (учителем)  в сотрудничестве с родителями. Такой комплексный подход позволяет сделать процесс коррекции более успешным и эффективным.

 

          В статье использованы следующие источники:

-         Волкова Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики:  Учебно-методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.

-         Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций. –  СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001

-         Семенкова Т.В. Формирование фонематического слуха — залог успешной коррекции звукопроизношения// http://festival.1september.ru/articles/212429/

 

 



Источник: http://www.lengto.ru/publ/roditeljam_na_zametku/sovety_po_sozdaniju_anglojazychnoj_okruzhajushhej_sredy_v_dome/2-1-0-323
Категория: Для родителей | Добавил: Ирина (08.12.2013)
Просмотров: 814 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Категории раздела