Проблема
отставания от учебной программы в начальных классах – это можно сказать
проблема нашего времени. Усложняется жизнь, повышаются требования к человеку,
и мы, во что бы то ни стало спешим сделать из ребенка Эйнштейна (забывая при
этом, что даже этот гений в школе не блистал).
При этом мы забываем, что
природу не обманешь и у каждого ребенка свой собственный темп развития
Иметь «вундеркинда» стало
так же престижно как иметь дорогую машину или норковую шубу.
Если ребенок программу «не
тянет», он чувствует, что отстает от сверстников и решает для себя, что он
хуже других.
В психологии же младшего
школьника неуспех порождает неуспех. Ведь даже многих взрослых людей цикл
постоянных неудач «ломает», и лишь некоторых подхлестывает.
Что же делать, если ваш ребенок неспешен?
Обследуйте ребенка у
окулиста, не исключено, что у малыша плохое зрение и он попросту не видит,
что написано на доске.
Если ребенок часто путает
буквы или слоги на письме и чтении – сходите к логопеду. Грамотный специалист
поможет этот дефект устранить.
Поговорите с ребенком,
возможно он просто боится учительницы, тогда нужно поговорить с педагогом и с
школьным психологом, и эта проблема решаема.
Выясните у учителя, какие
конкретно пробелы в знаниях имеет ваш ребенок. И ежедневно в доброжелательном
тоне занимайтесь с малышом. Не ругайте его, если он что-то не может понять, а
поддержите , приободрите. Расскажите какую – нибудь историю о том, как вы в
детстве тоже чего-нибудь не умели. Но ведь научились же. Объясните, что тоже
самое произойдет и с ним. Раньше он совсем не знал букв, а теперь знает все
до одной. Значит скоро научиться не пропускать их в словах.
Помните , что все
дополнительные занятия с ребенком должны длиться не более 20-30 минут.
Помогайте ребенку делать
уроки. Только не забивайте весь оставшийся вечер выполнением домашнего
задания. А просто сядьте рядом с ним и постарайтесь все сделать за час. Но не
делайте уроки вместо ребенка. Просто подсказывайте и направляйте его мысль.
Нет смысла заставлять ребенка все написать сначала на черновик, а уже потом
переписать в тетрадь. Хороших результатов этот метод не дает. Второй повтор
задания приносит новые ошибки , малыш устает, а результаты печальны.
После того как малыш
привыкнет вместе с вами быстро справляться с заданиями, постепенно отучайте
его от своего присутствия. Сначала просто находитесь в его комнате, где он
занимается, а когда он к этому привыкнет, можете смело оставлять его одного.
Повышайте его
самооценку. Предложите ему игру с плюсиками. Напишите на листе бумаги те
доступные для него задания, которые он должен выполнить, придя из школы.
Например, переодеться и повесить одежду в шкаф, вымыть руки и пообедать,
полить цветы, разложить учебники на столе, решить задачу. За каждое
выполненное действие ребенок должен сам себе поставить «плюс». И в итоге,
пока дойдет до задачи, которую он возможно без вашей помощи и не решит, у
него наберется достаточно «плюсов» , за которые он сможет себя уважать.
И наконец, успеваемость
или неуспеваемость ребенка в начальной школе это еще не показатель
интеллектуальных способностей. Главное, чтобы он научился мыслить и сохранил
положительное отношение к школе и желание учиться. Не отбейте у ребенка
стремление к творчеству и желания самореализовываться. А двойки… Ну без них
было бы просто скучно!
|